Главная | Регистрация | Вход | RSS Понедельник, 22.07.2019, 16:45

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МБОУ СОШ № 59 (г. БРЯНСК)

МЕНЮ САЙТА
ФОРМА ВХОДА
ПОИСК
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • В ПОИСКАХ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ

    ВКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ  

          
     
    В ходе десятилетней работы школы № 59 г. Брянска накоплен ценный практический опыт организации профильного обучения, выявлен комплекс специфических проблем, сопровождающих его организацию. Надеюсь, что рассказ о наших поисках и находках окажется полезным для читателей «Директора школы».
     
    Семь принципиальных положений  модели многопрофильной школы
     
    Первые профильные классы в нашей школе были открыты в сентябре 1992 года.
    Принимая такое решение, мы шли на определенный риск. Мы не давали и не могли дать никаких гарантий ни ученикам, ни их родителям, хотя понимали, что хуже уже не будет.
    Тогда, в начале 90-х, в вузы и техникумы поступало лишь менее половины наших выпускников. Лучшие ученики уходили во вновь сформированные образовательные учреждения нового типа – лицеи и гимназии. Размывалась интеллектуальная среда. Росла подростковая преступность. Учиться в «школе на окраине города» становилось просто непрестижно.
     
    Результаты диагностических исследований, проводимых школьным психологом, говорили о том, что падает мотивация учебного труда, растет число учащихся с неблагоприятным социометрическим статусом. Уровень школьной, межличностной и самооценочной тревожности большинства школьников превосходил все нормативные показатели. Разрабатывая локальную программу профильного образования, мы исходили из следующих принципиальных положений.
     
    Первое – выбор модели школы должен учитывать: наличие социального заказа со стороны учащихся и их родителей в подготовке по отдельным предметам на уровне, превышающем программные требования; ориентацию на продолжение образования по выбранному профилю в вузах или средних специальных учебных заведениях; существование «ножниц» в требованиях, предъявляемых к выпускникам школы и абитуриентам вузов; решение задачи обеспечения конкурентоспособности выпускников школы.
     
    Второе – профиль обучения определяется выбором области знаний для углубленного (частично-углубленного, расширенного) обучения. Выбор программ по профильным дисциплинам должен учитывать: степень реальной подготовки большинства учащихся класса по предметам выбранной специализации; структуру «пробелов» в знаниях; степень сформированности общеучебных умений и навыков; разброс интересов, ориентацию учащихся на поступление в конкретные учебные заведения после окончания школы.
     
    Третье – целями организации профильных классов являются: интенсификация учебно-познавательной деятельности; создание условий для рационального сочетания учебы с осознанным выбором дальнейшего жизненного пути; учет личностных особенностей учащихся, их интересов и запросов, создание индивидуальных траекторий развития личности.
     
    Четвертое – «точками входа» при формировании профильных групп являются 8-е и 10-е классы. При этом при конструировании учебных планов должны быть обеспечены возможность социально-педагогических проб и перехода учащихся из одного класса в другой в случае ошибки в выборе профиля обучения.
     
    Пятое – учебные планы профильных классов конструируются на основе базисного учебного плана школ Российской Федерации с учетом регионального компонента.
    Время, отведенное на изучение профильных предметов и спецкурсов, обеспечивается за счет школьного компонента базисного учебного плана. Суммарная учебная нагрузка не должна превышать предельно допустимую (с учетом объема дополнительных образовательных услуг, посещения учащимися подготовительных курсов в вузах).
     
    Шестое – при формировании профильных классов необходимо учитывать: желание учащихся; их реальные возможности; мнение родителей и преподавателей, ведущих предметы выбранной специализации; рекомендации методического объединения (психолого-педагогического консилиума); данные профдиагностики; результаты тестирования с использованием методик, направленных на изучение уровня умственного развития учащихся, степени усвоения ведущих понятий школьного курса, уровня сформированности логического мышления.
     
    Седьмое – зачисление в профильные классы должно проводиться на конкурсной основе, без вступительных экзаменов. В случае необходимости оправдано проведение консультаций для учащихся и их родителей с участием школьного психолога, специалистов по вопросам профориентации и профотбора.
     
    Первый этап реализации программы предполагал: разработку вариантов учебных планов, программ, тематического планирования для профильных физико-математического и химико-биологического классов; отработку механизма комплектования профильных классов и учебных групп; разработку пособия «Развитие личности в профильных классах (учебных группах)»; создание принципиально новой модели внутришкольного контроля, предполагающей диагностику эффективности образовательного процесса в классах нового типа.
     
    Последнее не случайно. Мы предполагали, что обучение в этих классах будет сопровождаться изменением характера межличностных отношений, мотивацией учебной деятельности, снижением уровня тревожности, формированием новой интеллектуальной среды, а также изменением отношения учащихся к школе и учебному труду, ростом престижа знаний.
     
    Но все это возникает не само по себе: ведущим способом организации обучения в профильных классах должна стать групповая работа на уроке и при выполнении домашних заданий творческого характера.
    Мы предполагали, что общение со сверстниками (одно из важнейших условий развития личности) в новых условиях станет непременным атрибутом учебной работы, а продукты труда на уроке (духовные приобретения учащихся, знания, интересы) – непосредственным предметом общения. Деятельность учащихся в профильных классах «приобретет характер активных субъект-субъектных отношений» (А.В. Петровский). Изменения в деятельности, учении, общении, занимающие важнейшее место в жизни школьника, «не смогут не повлечь за собой и соответствующих новообразований в развитии личности подростка и качественно новых феноменов в жизни группы и уровне ее развития». Прежде всего, они произойдут в мотивационной сфере. В условиях взаимозависимости, взаимоконтроля, ответственности при выполнении заданий отношения, связанные с учебным трудом, выступят на первый план в общей структуре ценностей и займут ведущее место в оценке себя и сверстников.
     
    Возможности модульной технологии
     
    Результаты нарушения центрального принципа педагогической системы Яна Амоса Коменского – принципа природосообразности - общеизвестны: низкое качество образования и разрушение здоровья учащихся.
    Можно ли совместить требование интенсивной образовательной подготовки в профильных классах и традиционные формы организации учебно-воспитательного процесса?
    Можно ли создать комфортные условия для обучения, не снижая требований по комплексу образовательных предметов?
    Есть ли реальная возможность, если не избежать значительных перегрузок, то хотя бы свести их воздействие до минимума?
     
    Наш опыт, опыт других школ, использующих элементы модульной технологии, разработанной под руководством Е.В. Сковина, позволяют дать положительный ответ на этот вопрос.
    За основу организации обучения принят 30-минутный временной интервал (модуль).
    Выбор продолжительности не случаен: он продиктован законами восприятия информации, физиолого-гигиеническими требованиями. Долгое время в качестве единственной меры профилактики переутомления учащихся на уроке и повышения эффективности занятий предлагалась смена видов деятельности и форм работы. Исследования последних десятилетий показали: высокая интенсивность даже очень интересной и разнообразной интеллектуальной работы с использованием различных форм и видов деятельности не может продолжаться более 20 минут у учащихся начальной школы (М.М. Безруких), 25-30 минут – у старших школьников (М.В. Антропова), 55-60 минут – у взрослых (В.В. Парин). Время полной релаксации составляет 5-10 минут, причем наибольшее значение для восстановления работо-способности имеют первые 3-5 минут отдыха. Короткие перерывы более целесообразны, нежели длительные - сохраняются рабочая установка, сосредоточение внимания на данной работе, высокий уровень возбуждения центров задействованных анализаторов.
     
    В основе работы нашей школы – уроки-блоки (1х30; 2х30 – в классах первой ступени, 2х30 – в 5-7-х; 3х30 – в 8-11-х классах).
    Такой подход позволяет, с одной стороны, уменьшить количество изучаемых предметов до 2-3 в день, с другой – сократить в 3-4 раза время, необходимое учащимся для выполнения домашнего задания. Сокращение времени на выполнение домашних заданий происходит как за счет уменьшения его объема, так и путем сведения к минимуму времени, затраченного на переход от одного предмета к другому. Опыт работы в условиях эксперимента показал, что при правильной организации урока можно отказаться от домашних заданий по целому ряду предметов. Разработаны и используются рекомендации по работе в системе «урок – домашнее задание – урок», которые предполагают самостоятельное изучение нового материала или предварительное (ориентировочное) знакомство с ним, выполнение заданий творческого, поискового характера, работу с дополнительной литературой.
     
    Рациональное построение занятия, использование алгоритмов блочного урока, разработанных Е.В. Сковиным, позволяют избежать заданий репродуктивного типа, проводить отработку базовых умений и навыков на уроке под руководством учителя, в процессе групповой или самостоятельной работы. Оптимизации учебной нагрузки в определенной мере способствуют и увеличение частотности занятий за счет снижения многопредметности, и двухнедельное расписание. Так, «одночасовые» предметы (астрономия, ОБЖ, риторика, экология, спецкурсы) изучаются только в течение одного полугодия (2 академических часа, блок 3х30). Особое (четырехнедельное) расписание разрабатывается для 5-7-х классов, занимающихся в режиме 2х30. Для «трехчасового» предмета возможен, например, такой вариант: три первые недели проводится 2 блока 2х30 , на 4-й неделе – 3 блока 2х30. При этом «одночасовые» предметы на 4-й неделе снимаются из расписания. Качественно составленное модульное расписание «… уменьшает количество учебных предметов в рамках одной учебной недели в 2 раза, частотность занятий увеличивается в 2-4 раза»*.
     
    Значительному снижению перегрузки учащихся способствует и рациональная система организации каникул, которые проводятся через равные промежутки времени.
    Оптимальная продолжительность учебного цикла – 5 (6) недель; каникул – 6 учебных дней.
     
    С освоением технологии модульного проектирования учебно-воспитательного процесса педагогическому коллективу школы удалось преодолеть ряд негативных тенденций. По данным углубленных медицинских осмотров, количество практически здоровых учащихся составляет в среднем по школе 84,42 % (в 1993-1994 гг. – 72,19-73,37 %). Наблюдается относительное снижение числа хронических заболеваний. В 1,36 раза меньше, чем в среднем по школам района, количество учащихся, занимающихся в специальной группе по физической культуре; в 2,4 – освобожденных от занятий физкультурой. Регулярно проводимые социологические опросы показывают, что подавляющее большинство старшеклассников и их родителей считают оптимальной организацию обучения в режиме 30-минутных уроков.
     
    Разработанная Е.В. Сковиным модель организации обучения не сводится к проектированию модульного расписания и изменению режима работы школы, что уже само по себе является мощным резервом повышения качества образования. Технология модульного обучения предполагает разработку дидактических модулей, «сконструированных в режиме развития и в рамках единицы содержания образования педагогических сценариев учебного процесса, связывающих в единый функциональный узел содержание главы (ее объем, уровень сложности); необходимое для полного усвоения время; технологию учебного процесса (средства – методы – оргформы) с возможностями и особенностями учебной группы, потока, класса» **.
     
    Важным этапом в развитии методов обучения в старших классах сегодня становится задача модульного построения школьных курсов.
    Для этого каждый модуль должен быть обеспечен необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков, умений, которые необходимо усвоить.
    Такой перечень рассматривается Е.В. Сковиным как основа для составления программ предварительного контроля, в ходе которого ученик имеет возможность выяснить степень своих знаний, получить адресные, персональные рекомендации, помогающие ему проработать те или иные вопросы.
    По мнению Е.В. Сковина, модульное конструирование курсов позволит организовать обучение каждого ребенка в собственном ритме. Модульная технология обучения требует от учителя серьезной и напряженной работы. При организации профильного обучения содержание проектируемого модуля подвергается жесткой селекции. Ведущий принцип - подача материала крупными блоками. Задача учителя – «не расширяя объема дисциплины, а сокращая его, дать ученикам весь необходимый запас базовых знаний, а также формировать методы мышления, позволяющие самостоятельно применять накопленные знания и получать новые»; научить видеть «суть, скрытую за частными явлениями», «выделить инвариант (базовый компонент) содержания образования»***.
     
    Не случайно обязательным компонентом проектируемых дидактических модулей должны стать программы формирования содержательной мотивации учебной деятельности, управления вниманием на различных этапах занятия, развития памяти, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы личности.
     
    Случайность или закономерность?
     
    Первые результаты, свидетельствующие об эффективности выбранной модели профильного обучения, были получены уже в апреле 1993 года.
    По данным тестов уровня умственного развития, прирост среднего значения IQ для учащихся профильных классов составил 5,8-6,4 % в год (общеобразовательные классы – 5,29 %). Динамика показателей, характеризующих общественно-политическую и научно-культурную осведомленность, превысила 10,9-16,8% (среднестатистический норматив 4-7 % в год).
    Изменилась мотивация учебного труда, место учебной работы в системе ценностей учащихся.
    Отмечено снижение числа учащихся с низким социометрическим статусом (в 1,45-1,54 раза).
    Наблюдался рост коэффициентов ценностно-ориентационного единства, индексов групповой сплоченности, других интегральных показателей, описывающих уровень развития классных коллективов.
    Показатели, характеризующие умственное развитие выпускников 1994 года, оказались в среднем на 19 % выше соответствующих результатов двух предшествующих лет.
     
    Не скрою: с этим выпуском работали самые сильные преподаватели.
    Им было очень трудно.
    Они росли вместе со своими учениками, вместе с ними переживали неудачи, радовались даже самым маленьким победам.
     
    Мы видели, как «тихие троечники» преображаются на наших глазах. Начинают задавать вопросы, спорят с учителем, пытаются доказать свою точку зрения, предложить свое решение проблемы. Мы заметили, что теперь они не спешат уходить из школы, могут часами работать в компьютерном классе, отлаживая свои программы, или в читальном зале, решая олимпиадные задачи.
     
    В 1994 году государственные экзамены по математике на «4» и «5» сдали 57 % учащихся профильного физико-математического класса, по физике – 52 %, по информатике – 69 %.
    Качество знаний учащихся химико-биологического класса по профильным дисциплинам составило от 68 до 80%.
    Да, в аттестатах наших выпускников остались тройки, однако две трети учащихся поступили в высшие и средние специальные учебные заведения. Такого результата не было за 10 лет работы школы.
     
    Скептики говорили: «Это не повторится. Сработал эффект новизны!»
    Результаты последующих выпусков заставили их изменить свое мнение.
     
    Индустрия, направленная в будущее...
     
    Освоение любой новой образовательной модели невозможно без издержек, а решение старых проблем порождает новые.
    Организация профильных старших классов не решила и не могла решить всех проблем.
    Она обнажила противоречия и привела к выводу о нецелесообразности реформ на отдельных ступенях образования.
    Нам удалось выявить тенденции, которые неизбежно будут сопровождать освоение многопрофильной модели школы.
     
    Назову наиболее важные из них. Это и низкий уровень сформированности общеучебных навыков в классах второй ступени.
    И неадекватная оценка учащимися своих учебных возможностей (в большинстве случаев – заниженная).
    И отрицательная динамика основных показателей, характеризующих уровень воспитанности учащихся (в том числе – отсутствие устойчивых познавательных интересов, несамостоятельность большинства школьников в решении учебных и жизненно-практических задач, эгоистические проявления).
    Это и наличие деструктивных процессов в классных коллективах.
    И увеличение числа школьников, имеющих низкий уровень умственного развития.
    И недостаточная степень усвоения базовых предметных знаний, критический уровень сформированности логического мышления.
    Корни этих проблем в организации учебного процесса, качестве преподавания в начальной школе и на второй ступени обучения, надежности ступеней образования.
     
    Не случайно работа с вновь сформированными профильными классами начинается с реализации коррекционных программ. И многому учеников приходится учить заново.
     
    Оценка эффективности организации профильного обучения на основе формальных показателей (процент успеваемости, качество знаний, результаты участия в предметных олимпиадах и т.д.) невозможна.
    Результаты работы школы трудно поддаются формализации и описанию. Настоящую оценку может дать только время.
     
    Какими стали они, выпускники 2002 года?
    В какой степени школа повлияла на их профессиональный выбор, становление карьеры?
    Что удалось в жизни? Что нет? Почему?
    Ответы на эти вопросы мы получим не раньше, чем через 10-15 лет.
     
    Образование – индустрия, направленная в будущее. Сегодняшние результаты работы школы оценят только следующие поколения.
     
    За годы опытно-экспериментальной работы нам удалось лишь вплотную подойти к проблеме оценки качества образования – разработать свою систему диагностики эффективности учебно-воспитательного процесса.
    Мы считаем, что основными параметрами, определяющими качество образования, являются: состояние здоровья учащихся; уровень умственного развития; уровень воспитанности; степень социализации и профессионального самоопределения; психологический микроклимат в классах; уровень общеобразовательной подготовки.
     
    Наряду с уже ставшими традиционными формами и методами (проведение социологических опросов, микроисследований) в практике работы школы сегодня используются: тесты достижений; профессиональные диагностические методики (ШТУР, тест прогрессивных матриц Равена, социометрическая процедура, изучение уровня школьной, межличностной, самооценочной тревожности (тест Кондаша); уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Царевой и др.); компьютерные технологии анализа и обработки информации; методы математического моделирования и прогнозирования.
     
    Мы понимаем, что, анализируя педагогическую информацию, разрабатывая те или иные управленческие решения, нельзя ориентироваться только на средние показатели (по классу, учебной группе, параллели). Это такая же нелепость, как оценка работы врача по средней температуре больных. Бесспорно, развитие каждого ученика может оцениваться только от исходного уровня.
     
    На повестке дня создание электронных баз данных, содержащих персонифицированную информацию, использование которой поможет проектировать индивидуальные траектории развития личности каждого ученика, прогнозировать образовательные цели в зоне ближайшего развития ребенка, свести до минимума ошибки, связанные с определением профиля обучения.
    ________________________________
    *    См. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / Под. ред. М.М. Поташника. - М. Педагогическое сотрудничество России, 2000, с. 260.
    **  См. Сковин Е.В. Теория и практика организации обучения в объединении школьных модулей. Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., ИТОиП РАО, 1995, с. 28.
    *** Там же, с. 32-33.
     
     
    ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
    НАШ ОПРОС
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 2860
    СТАТИСТИКА

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
    ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
    ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
    ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
    ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

    © 2011–2017. НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЕЙ, ВЫПУСКНИКОВ, СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ДРУЗЕЙ МБОУ СОШ № 59 г. БРЯНСКА.
    Конструктор сайтов - uCoz